Как живут в России без одежды из Bershka и фрикаделек из IKEA?

Kremlin today
Импортозамещение в России — тип экономической стратегии и промышленной политики государства, направленные на замену импорта продукции, пользующейся спросом на внутреннем рынке, товарами национального производства.[прим. TheKremlin]

Актуальность импортозамещения в России резко возросла на фоне СВО, но вопросы замены на товары отечественных производителей поднимались и ранее. 

В 2014 году на Россию обрушилась первая волна санкций в ответ на присоединение Крыма, окончательно лишившая нашу страну возможности вести деловые отношения с Евросоюзом, США и другими государствами. Введенные ограничения привели к росту инфляции (рост составил до 6.9%), исчезновению многих привычных товаров с прилавков отечественных магазинов. 

urbaneconomics.ru

С конца февраля 2022 года западные иностранные компании начали массово прекращать или ограничивать свою деятельность в России из-за введенных санкций ЕС, США и других стран или из-за проблем с импортом/логистикой товаров для продажи. 

Кто ушел, а кто остался?

Важно понимать, что полное импортозамещение продукции невозможно, потому что тогда это наносит существенный вред внутренней экономике и снижает качество российского рынка.

Приоритетными отраслями импортозамещения в России в 2022 году стали:

  • Электронное и IT-производство, 
  • Фармацевтическая и медицинская отрасли,
  • Легкая промышленность,
  • Тяжелая промышленность, машиностроение,
  • Пищевая промышленность,
  • Добыча нефти и газа,
  • Туристические услуги,
  • Сельское хозяйство. 

Но есть компании, товары и услуги, которые полностью либо прекратили свою работу в России, а аналоги которых либо еще не нашли, либо работают не так, как ушедшие. Например, PayPal (россиянам отключили возможность пользоваться функцией оплаты телефоном: Apple Pay, Google Pay, Samsung Pay), Nokia, SvetoCopy, Fortum (энергетика), DHL, Danone, Converse, Essity, Sephora, Estée Lauder и другие.

TheKremlin.ru 

Изменения в работе компаний, предоставляющих услуги, произошли тоже немалые: фильмы больше не идут в российских кинотеатрах, а пользователи подписок на сериалы и музыку столкнулись с тем, что их отменили, не предупредив, а те, кто хотел запланировать отпуск — экстренно решили его отложить. Ушли из России: Warner Bros., Universal, Paramount Pictures, Sony Pictures, Walt Disney, Netflix, YouTube (отключил монетизацию для российских пользователей), Adobe, Canva, Spotify, Megogo, Amazon Prime Video, Airbnb, Booking, Gett, Blablacar и. т. д.

Своих не бросаем: как в России помогают бизнесу и что такое параллельный импорт?

С февраля 2022 года произошел глобальный рост отечественного малого и среднего бизнеса. 

Крупные корпорации кризиса успешно преодолели, чего не скажешь о фирмах из областей малого и среднего бизнеса. В связи с этим, правительством РФ был предпринят ряд мер по оказании помощи бизнесу в России:

  • льготные кредиты со сниженными процентными ставками,
  • продолжительные кредитные каникулы,
  • программы продвижения предпринимателей от VK, Сбербанк и «Мой бизнес»
  • отмены плановых инспекций,
  • гранты для молодых предпринимателей и бизнесменов (граждане до 25 лет могут получить грант на миллион рублей от государства),
  • легализация параллельного импорта,
  • установка строгих начислений за эквайринг,
  • перенос сроков уплаты пошлин и сдачи отчетностей,
  • льготы на ввоз продуктов и сырья. 
Эквайринг — технология безналичного приема платежей с использованием банковских карт и систем бесконтактной оплаты. Для обработки и передачи платежной информации клиента используется терминал.
Параллельный импорт — ввоз в страну товаров без согласия производителя или правообладателя. Этот механизм называется «параллельным», поскольку импорт идет одновременно с поставкой от официальных дилеров (существует с 30 марта 2022 года в России).
TheKremlin.ru 

Товары, которые так поставляют, называют «серыми»: у них есть все лицензии, сертификаты качества, они проходят таможенную проверку.

Решение возобновить ввоз таких товаров приняли, чтобы избежать дефицита популярных у жителей страны продуктов (это Apple, Samsung, Sony, HP, Mercedes Benz, BMW, Toyota, различные косметика, одежда, обувь и др.)

Еще одна проблема для импортных товаров — это изменение логистики. Товары теперь будут получать через соседние республики и страны — Китай, Киргизию, Узбекистан, Армению и Казахстан.

allo.tochka.com (справочная — Точка)

«Серые» товары, конечно, будут стоить дороже: на стоимость любого товара влияют проблемы с логистикой. Это касается не всех товаров, уже сейчас есть категории, для которых отменили ввозные пошлины. 

Вкусно — и точка, Л’окситан и Ростикс: другие имена импортного бизнеса

С конца февраля многие компании общепита поддержали тенденцию ухода из России. Некоторые ушли навсегда, хлопнув дверью, а некоторые поменяли владельцев и провели ребрендинг. 

Например, одним из первых нас покинул Starbucks: компания приостановила работу всех своих 130 заведений в России в марте, а в мае заявила об уходе. Новыми владельцами сети кофеен стали ресторатор Антон Пинский и рэпер Тимати. В августе в сети появились первые фотографии ребренда под новым названием Stars Coffee, на логотипе которого вместо русалки появилась девушка в кокошнике, а через несколько дней — открылось первое кафе на Арбате. Сейчас сеть кофеен увеличилась и расширилась даже до Санкт-Петербурга. 

Огромный резонанс вызвал уход многими любимого и уже родного Макдоналдс — сеть объявила о приостановке работы в России в начале марта, а 16 мая заявила о продаже бизнеса в стране. 

Новым владельцем стал Александр Говор. В День России, 12 июня, в Москве на Пушкинской (исторически первом Макдональдсе) открылся первый ресторан новой сети «Вкусно — и точка». По словам Генерального директора компании Олега Пароева, над названием думали действительно долго, и в итоге официальное название «Вкусно — и точка» вызвало общественную критику и многочисленные мемы. 

«Вкусно — и точка»

Рестораны KFC в России снова могут стать «Ростиксом». 25 октября «Коммерсант» сообщил, что американский холдинг Yum!Brands продал 70 ресторанов KFC — их выкупила ижевская компания «Смарт Сервис ЛТД». Ижевская компания решила открыть заведения под старым брендом «Ростик’с».

Интересно, что «Ростик’с» стал первым рестораном быстрого питания в России. Концепцию общепита основатели позаимствовали у знаменитого KFC.

myslo.ru 

Coca–Cola будет продавать любимый всеми напиток под брендом «Добрый кола». Напиток уже стал одной из позиций во «Вкусно — и точка» под новым названием «Добрый кола». Компания в РФ переименована в Multon Partners.

Одним из самых крупных, известных и наиболее распространенных брендов в мире была IKEA. В марте 2022 года возможность купить шведскую мебель и поесть фрикаделек с брусничным соусом стала недоступна, потому что компания остановила продажи своей продукции в стране. В июле компания проводила последнюю онлайн-распродажу товаров, после чего сайт даже на некоторое время приостановил работу из-за большого количества покупателей. 

shutterstock

Магазины L’Occitane в Москве, Петербурге, Казани и Екатеринбурге – 15 апреля закрылись, но ненадолго – уже в конце мая возобновили работу под вывеской «Л’Окситан». Новыми владельцами российского бизнеса сети магазинов французской косметики и парфюмерии стал генеральный директор Ростислав Коваленко. 

Верните нам H&M: как обстоят дела с одеждой?

Hennes & Mauritz (H&M) начал окончательно закрывать свои магазины в России, а в тех, что еще продолжают работать, проводится распродажа товаров, сообщает «Риа Новости».

До этого, в середине июля, H&M объявил об уходе, а в начале сентября магазины уже заявили, что останутся в России до тех пор, пока не будет распродана большая часть стока. 

Магазины испанской fashion-группы Inditex — Zara, Pull&Bear, Bershka и Stradivarius — откроются уже весной 2023 года после нескольких месяцев ребрендинга. При этом с российского рынка полностью уйдут бренды Massimo Dutti, Oysho и Zara Home. 

Российский бизнес передан ливанским партнёрам — компании Azadea, которая открыла франшизы в Алжире, Бахрейне, Омане и Катаре.

bloomberg

Магазины Mango, Uniqlo, Louis Vuitton, Cropp, Marks&Spencer, Sinsay, Levi’s, Hermes и другие полностью прекратили свою работу в РФ и никаких объявлений о возможности возвращения не делали. 

Почему ушли Vogue, Esquire и «Домашний очаг»?

В марте компания Hearst объявила о расторжении лицензионных соглашений с журналами Esquire, Elle, Cosmopolitan, Men’s Health, Elle и Harper’s Bazaar, Домашний очаг, сообщает WWD. Апрельский номер (героем стал Эдуард Лимонов) в Esquire — стал последним, после чего журнал подвергся ребрендингу и переименовался в «Правила жизни». 

Александр Мамаев/URA.RU

«Я всегда говорил редакции — каждый номер должен быть сделан так, как будто он последний. Чтобы потом не было стыдно. И вот, перед вами, действительно наш последний номер. На обложке — Эдуард Лимонов, что символично»,  — написал Сергей Минаев, главный редактор бывш. Esquire.

Cosmopolitan был переименован в Cosmagazine, Men’s Health — в Men Today, а «Домашний очаг» — в «Новый очаг». The Symbol стал аналогом Harper’s Bazaar. 

В марте также о прекращении работы в России заявил международный издательский дом Conde Nast: Vogue, GQ, Glamour, AD и Tatler. Причиной ухода указываются новые изменения в законодательстве. 

Такое же решение приняли издания Bloomberg, BBC и CNN. 

Нынешняя ситуация в России — это не только уходы любимых и уже привычных брендов, компаний и холдингов, но и возможности, в которые государство поддерживает в это сложное время. Это и хороший шанс для талантливых и энергичных дизайнеров, рестораторов, бизнесменов, журналистов, чтобы зайти на российский рынок с тем, чего еще не видел потребитель.

Оцените автора