Образование будущего: в ногу со временем или крах на горизонте

Expert’s opinions

В последние годы образование в России ежедневно подвергается критике. Особенно с появлением разных новшеств для проверки знаний обучающихся. Кто-то требует вернуть «старую» школу, кто-то считает, что учителей может заменить голограмма, а, например, школа — ненужное место, ведь процесс обучения может перейти в онлайн-формат. Что же мы можем ожидать в будущем и можем ли делать какие-то прогнозы?

Что мы наблюдаем сегодня

В нашей системе образования есть достаточное количество нюансов. Но можем ли мы судить про обучение, если возьмем только одну ступень образования? Нет. Поэтому мы провели исследование, показавшее, что есть ряд переломных моментов, которые влияют на качество знаний обучающегося. И это дает нам уверенность в том, что настоящий преподаватель останется незаменим. А современные информационные технологии – лишь помощник.

Ступень первая: дошкольное образование

Нынешний детский сад отличается от того, куда приводили детишек 10 лет назад. Он по-новому оснащен, внутри мы можем наблюдать не авторитарность воспитателей, а авторитетность. Из детей уже в этом возрасте выращивают самостоятельную, свободную личность, которая имеет права и большой спектр возможностей. Нам удалось пообщаться со старшим воспитателем муниципального общеобразовательного учреждения (дошкольное отделение) Маскайкиной Ириной Владимировной. Она рассказала нам о тонкостях сегодняшнего дошкольного образования. 

Маскайкина Ирина Владимировна

– Ирина Владимировна, как Вы можете оценить качество нынешнего дошкольного образования?

– Какая была образовательная программа 5-10 лет назад? Она была единая для всех дошкольных образовательных организаций. На сегодняшний момент мы работаем в инновационном режиме и реализуем инновационные образовательные программы или даже несколько. Программа одна, но разрабатывается она по-разному. Это зависит от особенностей детей.

– Что сегодня важно в дошкольном образовании помимо уровня подготовки воспитателей?

– Важна развивающая предметно-пространственная среда, в которой воспитывается наш современный дошкольник. Конечно, она отличается в старых садах и новых. Но даже в тех садах, которые были построены давно, она достойная. В том числе потому, что ежегодно выделяются средства по Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) на приобретение оборудования. Сегодня некоторые группы занимаются робототехникой, некоторые — финансовой грамотностью. Безусловно, с грамотным использованием гаджетов.  

– Каких детей сегодня выращивают детские сады?

– Мы хотим, чтобы они были грамотными, чтобы они были свободными и знали, что такое выбор. Например, сегодня на занятиях по рисованию перед детьми не вещается лишь один пример того дерева, которое нужно нарисовать. На столики не кладутся только 3 краски. И только тогда дерево будет правильным. Нет. Сегодня это несколько разных примеров на доске, полная палитра красок на столе и отсутствие «неправильных» деревьев.

Ступень вторая: школьное образование

В государственной школе мы наблюдаем совсем иную картину: никакой малейшей свободы, только рамки, критерии и кодификатор. Если мнение школьника не сходится с мнением автора, то оно автоматически неверно. И единственный позитивный момент – это учителя, которые с огнем в глазах делают свою работу и верят в счастливое будущее каждого своего ученика. О том, какое школьное образование сегодня и имеют ли в нем место высокие технологии, рассказала нам заместитель директора, завуч по учебно-воспитательной работе школы №29 городского округа Подольск Швец Анна Вячеславовна.

Швец Анна Вячеславовна

«С моей точки зрения, качество нынешнего школьного образования возрастает. Хотя были значительные плюсы в советской школе, которая была одной из лучших в мире. Безусловно, можно и нужно внедрять технологии, сама это активно делаю. Но это не говорит о том, что мы должны забыть про бумажные тетрадки и учебники. Это же и вопрос дисциплины и концентрации».

Ступень третья: высшее образование 

Что происходит сегодня с высшим образованием? Оно лучше, чем то, которое мы можем увидеть в школе, это правда. Но ответить четко и однозначно на вопрос о том, так же ли оно востребовано сегодня, как 7-10 лет назад, нельзя. Сейчас кто-то хочет работать блоггером, кто-то — заниматься фрилансом, инфоцыганством на таро или тем, как заработать первый миллион. Для всего этого высшее образование не нужно. Хотя, как правило, требуются компетентные специалисты, которые понимают суть того дела, которым занимаются.

Придя в высшие учебные заведения, мы нередко слышим от преподавателей:«Забудьте все, чему вас учили в школе». Мы уже говорили о том, что получение знаний в школе зачастую ограничивается кодификатором. Преподавателям в ВУЗах приходится заполнять «пробелы» и тратить на это время. Но это было бы более эффективно, если мы имели простые и удобные технологии для повышения качества знаний у преподавателей и студентов.  

Мировая практика показывает: чем комфортнее процесс обучения, тем лучше будет качество знаний. Прокомментировал эту тему Власов Максим, который на сегодняшний день живет и учится в Австрии.

«У нас, конечно, совсем по-другому. Мне не нужно сидеть и выспрашивать преподавателя, какой литературой он пользовался на лекции или что бы он посоветовал почитать. Потому что я знаю, что ссылки на указание всех материалов я смогу найти под лекцией в течение 72 часов. Мне необязательно идти в библиотеку, чтобы достать ту или иную книгу, я могу оформить подписку на ту же библиотеку и пользоваться ею год, а после продлить. Мне не нужно залазить в интернет, чтобы подготовиться к семинару. Нам дают все, что необходимо: доступ к разным источникам, которых хватит для выполнения того или иного задания, не оставляя шанса на то, чтобы мы пользовались некорректной информацией. В России такого нет. Там процесс самообразования уже слишком прижился. Возможно, это не плохо. Я не знаю».  

Более того, по этому поводу высказалась Ирина Кедровская – экс-руководитель управления интернет-выпуска РИА Новости.

«Да, технологии должны служить нам помощниками. Наука не стоит на месте, а у нас много сильных умов. Возьмем международные олимпиады по фундаментальным наукам. Наши школьники на лидирующих позициях. Наш школьник может решать сложные задачи и вносить свой вклад в науку. Про это нужно говорить. Это надо поддерживать».  


Какое будущее мы можем создать?

Мы живем в век высоких технологий, которым до сих пор не научились доверять. Иначе объяснить, почему мы не используем их в полном объеме, сложно. Машина никогда не станет умнее человека, она всегда будет подконтрольна.

Можем ли мы делать какие-то прогнозы? Каким может быть образование третьего тысячелетия? Сегодня очевидно, что нам нужно создавать свое программное обеспечение (софт). Там должны быть отечественные образовательные платформы и наборы сайтов, которые никто и не при каких обстоятельствах не отключит. Возвращаясь к разговору об удобстве и комфорте, все публикации должны выглядеть так, чтобы «захватывать» внимание пользователя. В этом поможет использование всех мультимедийных инструментов: графика, аудио, фото, видео. Мы должны минимизировать все риски: ухудшение состояния здоровья обучающихся и преподавателей, отсутствие покрытия сетью интернет всех географических пространств, неготовность сетей и сервисов к пиковым нагрузкам, фейки, зависимость от политической обстановки в мире, ухудшение навыков межличностного взаимодействия. 

Очевидно, что благодаря этому мы выведем образование в нашей стране на новый уровень. А в век информационного общества это именно то, что нужно. Современные информационные технологии послужат для нас прекрасным помощником, если мы начнем с ними доверительно взаимодействовать.

А что, если ничего этого не случится? Вероятно, качество образования в нашей стране останется на том же уровне или даже станет хуже. Есть риск встретиться один на один с проблемой шаблонного мышления и узкого кругозора. Учитывая тот факт, что Европа для нас закрыта и процесс обмена опытом и информацией невозможен.

Оцените автора