Выставка офортов в Пушкинском музее: Гойя, Рембрандт, Штейнберг

Kremlin today

Офорт — это вид гравюры на металле, основанный на технике глубокой печати при травлении металла кислотами.

В ГМИИ имени Пушкина открылась выставка «Между небом и землей». Она приурочена к 85-летию со дня рождения Эдуарда Штейнберга. Экспозиция выставки являет собой произведения из собрания музея и частной коллекции Галины Маневич. В ней находится четыре раздела, посвященных размышлениям человека о вечных противоречиях нашего мира.

https://vm.ru/news/960431-vystavka-mezhdu-nebom-i-zemlej-otkroetsya-26-aprelya-v-pushkinskom-muzee

Выставку открывают 18 офортов, созданные в поздний период жизни художника Гойи, под названием «Диспаратес» (в переводе на русский – «Нелепицы»). В работах прослеживаются потеря веры в разумность бытия, противостояние темным и иррациональным силам.

В музее концепцию выставки объясняют тем, что в разные эпохи художники поднимали проблему конечности бытия и стремления к обретению вечности в своем творчестве, обращались к темам падения и искупления, отчаяния и надежды.

https://moscowchanges.ru/go/pushkinskij-vystavka/

«При жизни Гойи этот цикл не экспонировался, впервые он был представлен публике в 1864 году. Художник не оставил комментариев об этой серии», — рассказала куратор раздела Юлия Меренкова.

Следующий раздел выставки посвящен русскому художнику Чекрыгину, который, как и Гойя, но почти сто лет спустя, пережил гражданскую войну. Его художественный язык отличается «лаконизмом и использованием минимума выразительных средств».

«Это художник с особым мышлением. Все его творчество — одна идея, повторяющаяся, замкнутая, но имеющая продолжение, она развивается от композиции к композиции. Ощущение зыбкости, эмоциональной и психологической неустойчивости отражены в цикле работ, представленных на выставке», — объяснил куратор раздела Олег Антонов. Он также отметил, что в 2022 году исполняется сто лет со дня смерти художника.

https://pushkinmuseum.art/events/archive/2022/exhibitions/between/index.php?lang=en

Затем следует раздел посвященный имениннику Штейнбергу, который спустя полвека «словно повторил в своем творчестве» путь Чекрыгина – от скорби об умерших до созерцания, проникнутого любовью и памятью. 

«Он относится к художникам-шестидесятникам, хотя творил и в другие десятилетия. Видно его стремление найти собственный путь в философском и пластическом планах. Глубокие размышления Штейнберга о земле и религии сопряжены с личными переживаниями об уходе каждого человека», — сказала куратор раздела Анна Чудецкая. Она подчеркнула, что дарителем произведений Штейнберга музею была его вдова.

Завершают выставку поздние офорты Рембрандта.

«Они посвящены размышлению о жизни человека от рождения до смерти. Сферы земли и неба в его работах словно смыкаются, образуя «всемирное пространство», где противоположности соединяются вновь, и свет несет в себе обещание спасения», — поясняет куратор раздела Наталия Маркова.

Оцените автора